Пессимист видит трудности в каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности. У. Черчилль
 

ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Г. Резапкина, Программа предпрофильной подготовки для 9 класса, М., "Генезис", 2005 г.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию "пробы сил" и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.

Программа "Психология и выбор профессии" разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Большинство методик дано в авторской модификации. Все они адаптированы с учетом психофизиологических особенностей современных подростков и прошли апробацию в образовательных учреждениях Москвы и Московской области.

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей) по принципу один модуль - одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.

Основная идея курса: профессионал - это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Наша цель - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Вести занятия могут школьные психологи, преподаватели образовательной области "Технология", классные руководители девятых классов, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования.

План занятий по программе "Психология и выбор профессии"

I четверть. Что я знаю о своих возможностях
1 урок. Самооценка и уровень притязаний.
2 урок. Темперамент и профессия. Определение темперамента.
3 урок. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
4 урок. Что такое стресс.
5 урок. Определение типа мышления.
6 урок. Внимание и память.
7 урок. Уровень внутренней свободы.
8 урок. Обобщающий урок по теме "Что я знаю о своих возможностях".

II четверть. Что я знаю о профессиях
9 урок. Классификации профессий. Признаки профессии.
10 урок. Формула профессии. Профессия, специальность, должность
11 урок. Определение типа будущей профессии
12 урок. Интересы и склонности в выборе профессии.
13 урок. Определение профессионального типа личности.
14 урок. Профессионально важные качества.
15 урок. Профессия и здоровье.
16 урок. Обобщающий урок по теме "Что я знаю о профессиях".

III четверть. Способности и профессиональная пригодность
17 урок. Способности общие и специальные. Практические способности.
18 урок. Способности к интеллектуальным видам деятельности.
19 урок. Способности к профессиям социального типа.
20 урок. Способности к офисным видам видам деятельности
21 урок. Способность к предпринимательской деятельности.
22 урок. Эстетические способности.
23 урок. Уровни профессиональной пригодности.
24 урок. Обобщающий урок по теме "Способности и профессиональная пригодность".

IV четверть. Планирование профессиональной карьеры
25 урок. Мотивы и потребности.
26 урок. Ошибки в выборе профессии.
27 урок. Современный рынок труда.
28 урок. Пути получения профессии.
29 урок. Навыки самопрезентации.
30 урок. Стратегия выбора профессии.
31 урок. Обобщающий урок по теме "Планирование профессиональной карьеры".
32 урок. Заключительный урок-конференция "Моя будущая профессия".

Об авторе. Галина Владимировна Резапкина - психолог, автор психодиагностических методик и книг по вопросам профессионального самоопределения молодежи и оценки профессиональной компетенции "Я и моя профессия", "Секреты выбора профессии", "Скорая помощь в выборе профессии", "Отбор в профильные классы", "Искусственный отбор", "Путеводитель выпускника", "Психология и выбор профессии".

IT-студия SoftTime