Специалисты утверждают, что нельзя в гневе шлёпать детей. А когда можно? Когда у вас праздничное настроение? Р. Барр
 
Профессиональное образование №4 2017. Информация о Всероссийском конкурсе профориентационных программ "Время выбирать профессию, место - Россия"

Учебная программа курсов повышения квалификации "Практическая работа психолога в условиях профильного обучения"

Программа курса повышения квалификации «Практическая работа психолога в условиях профильного обучения» составлена в соответствии с базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, основанными на положениях Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 и утвержденных приказом Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» (от 11 июля 1997 г., рег. № 135).

Программа имеет четко выраженную практическую направленность, рассчитана на очное обучение, частично в дистанционном режиме и реализует систему повышения квалификации руководящих и педагогических кадров с использованием различных форм обучения по учебной программе объемом в 72 академических часа, в том числе 24 часа лекционных занятий, 24 часа практических занятий и 24 внеаудиторных часов на самостоятельную работу.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся. Профильная ориентация необходима учащимся 8-9 классов для принятия осознанного решения о выборе профиля обучения. Однако профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому начинать профориентационную работу необходимо намного раньше, иначе все усилия психологов и педагогов будут малоэффективны.

Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Школа может направить свои усилия на отбор, селекцию «перспективных» детей, зарабатывая «очки» на медалистах и стремясь к 100% поступлению выпускников в ВУЗы. Или – на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным.

Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса, хороших программ и учебников, компетентных специалистов в области профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Курс «Практическая работа психолога в условиях профильного обучения» представляет целостною систему формирования психологической готовности учащихся к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.

Новизна подходов к решению профориентационных задач заключается в смещении акцента с диагностики профессиональных способностей и склонностей на развитие универсальных качеств, которые являются фундаментом любой деятельности.

В программе представлен весь спектр профориентационной работы со школьниками 5-9 классов: уроки и факультативные занятия, профессиональная диагностика, развивающие занятия, классные часы, внеклассная работа, работа с родителями учащихся.

Основные цели курса: знакомство с теорией и практикой профориентационной работы в школе; изучение специфики профориентационой работы в школе; освоение современных форм и методов психолого-педагогического сопровождения выбора профессии; развитие профессиональных компетенций, необходимых для эффективной профориентационной работы с детьми и подростками.

Курс построен в соответствии со следующими принципами современного подхода к профессиональному самоопределению:

1. Основным регулятором деятельности по выбору профессии является субъективный образ желаемого будущего, тесно связанный с иерархией мотивов, присущей объекту.
2. Выбор профессии – длительный процесс, состоящий из ряда последовательных шагов, тесно связанный с другими направлениями развития личности и являющийся частью системы жизненных выборов.
3. Профессия является многопризнаковым социокультурным объектом и включает в себя как требования общества к личностным качествам, психофизиологическим свойствам, моделям поведения, знаниям и навыкам профессионала, так и возможности удовлетворения его потребностей.
4. Необходимое условие адекватного профессионального выбора – активность, в основе которой – способность ориентироваться в мире профессий, требованиях, предъявляемых той или иной группой профессий к человеку, понимание своих ограничений и возможностей.

Психологи, занимающиеся профориентационной работой, должны обладать не только знаниями о структуре мира профессий с точки зрения психологии труда, но и навыками самостоятельного анализа профессиональной деятельности, а также хорошими организационными способностями, без которых невозможно создать в образовательном учреждении действенную систему профориентационной работы.

Слушатели курсов должны знать:
- основные составляющие труда (цель, предмет, орудия условия, субъект);
- понятия «профессия», «специальность», «специализация», «должность», «квалификация», «профессионально важные качества»;
- методы изучения профессиональной деятельности;
- различные основания и способы классификации профессий;
- основные психологические составляющие профессиональной деятельности;
- роль психологических особенностей человека в трудовой деятельности;
- понятия абсолютной и относительной профпригодности, индивидуального стиля деятельности;
- принципы и методы индивидуальной и групповой психологической диагностики профессиональных интересов и склонностей;
- активизирующие методы профориентационной работы с детьми и подростками;
- основные факторы, влияющие на выбор профессии.

Должны уметь:
- ориентироваться в различных классификациях профессий, самостоятельно классифицировать тот или иной вид трудовой деятельности;
- пользоваться профессиограммами и составлять профессиограммы;
- проводить индивидуальные и групповые консультации по выбору профессии с использованием современных психодиагностических методик;
- конструктивно взаимодействовать с педагогами, классными руководителями и представителями администрации в вопросах профориентационной работы.

Формы учебных занятий: лекции, семинары, элементы тренинга, проблемные ситуации, самодиагностика профессионально важных качеств, самостоятельная работа с литературой, практические занятия.

Курс завершается выполнением курсовой работы и сдачей зачета в форме защиты курсовой работы.

Учебный план курса

Занятие 1. Цели и задачи профориентационной работы в образовательных учреждениях

Профессиональное самоопределение и его место в образовательном процессе. Развитие представлений о труде и профессии на разных этапах развития общества. Современное понимание профессионального самоопределения. Смысл профориентационной работы с молодежью в современных условиях. Концепция профессионального самоопределения. Основные положения Концепции профильного обучения

Роль взрослых в формировании готовности детей и подростков к профессиональному самоопределению. Профессионально важные качества педагога. Методика «Психологический портрет учителя». Самодиагностика приоритетных ценностей, психоэмоционального состояния, самооценки, стиля общения и уровня субъективного контроля. Работа с родителями учащихся.

Занятие 2. Психология профессиональной деятельности

Мотивация трудовой деятельности. Мотивы и потребности.
Мировоззрение как основа выбора профессии. Формирование убеждений.
Профессиональное информирование. Основы профессиоведения.
Специфика профотбора и профподбора. Этические принципы профконсультанта

Занятие 3. Развитие у школьников способности к профессиональному и личностному самоопределению

Учет возрастных особенности детей и подростков при планировании профориентационной работы в школе.
Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Основные направления, формы и методы профориентационной работы в условиях профильного обучения.
Предпрофильная подготовка как средство формирования готовности к профессиональному самоопределению.

Занятие 4. Групповые формы профориентационной работы со школьниками

Технология групповой профориентационной работы с подростками: цели, задачи, условия проведения. Профессионально важные качества ведущего.
Экспресс-диагностика готовности к выбору профессии «Скорая помощь в выборе профессии» как начальный этап профориентационной работы. Цели, задачи, процедура проведения.
Мониторинг профессиональных планов и жизненных ценностей старшеклассников.

Занятие 5. Активизирующие методы профориентационной работы со школьниками

Игры, упражнения, тренинги как эффективное средство активизации профессионального самоопределения учащихся на уроках и внеклассных занятиях.
Возможности использования социально-психологического тренинга в целях профессионального самоопределения. Тренинги целеполагания и построения жизненной перспективы.
Профориентационный тренинг «Необитаемый остров» для учащихся 6-7 классов.
Тренинг профессионального самоопределения «Профессия и карьера» для учащихся 8-9 классов.

Занятие 6. Технология комплектование профильных классов условиях профильного обучения

Цели и задачи комплектования профильных классов. Взаимодействие педагога и психолога. Работа с родителями учащихся.
Технология отбора в профильные классы: принципы, формы и методы психолого-педагогической диагностики.
Этапы отбора в профильные классы.
Рекомендации по обработке и интерпретации результатов

Занятие 7. «Ранняя» профессиональная ориентация: опасности и возможности

Особенности профориентационной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Формы и методы профориентационной работы в начальной школе.
Особенности профориентационной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Взаимодействие с воспитателями и учителями начальной школы в вопросах ранней профессиональной ориентации.
Формы и методы профориентационной работы в начальной школе.

Занятие 8. Технология комплектование профильных классов в условиях профильного обучения

Цели и задачи комплектования профильных классов. Взаимодействие педагога и психолога. Работа с родителями учащихся.
Принципы, формы и методы психолого-педагогической диагностики в целях комплектования профильных классов.
Этапы отбора в профильные классы. Рекомендации по обработке и интерпретации результатов психолого-педагогической диагностики в целях комплектования профильных классов

Занятие 9. Взаимодействие педагога-психолога и классных руководителей учащихся 5-9 классов в профориентационной работе

Помощь взрослого в формировании реалистичной самооценки и уровня притязаний детей и подростков. Работа с родителями учащихся. Тематика и содержание родительских собраний.
Направленность личности. Развитие эмоционально-волевой сферы детей и подростков на уроках и во внеурочной деятельности.
Развитие интеллектуальной сферы и навыков планирования профессиональной карьеры на уроках и во внеурочной деятельности
Система классных часов в 5-9 классов «Уроки самоопределения» как средство формирования универсальных профессионально важных качеств.

Занятие 10. Факультативные занятия и уроки профессионального самоопределения

Обзор и анализ программ профессионального самоопределения. Технология проектирование авторской программы.
Программа профессионального самоопределения «Я и моя профессия»: цели, задачи, содержание, возможности.
Программа «Психология и выбор профессии» как средство формирования реалистичных представлений о себе и профессиональной карьере.

Занятие 11. Использование информационно-компьютерных технологий профессионального и личностного самоопределения

Возможности использования интернет-технологий в целях профессиональной ориентации. Обзор интернет-ресурсов по вопросам самоопределения молодежи.
Компьютерная диагностика профессиональных интересов и склонностей. Программы «Светофор», «Профиль» и другие. Презентация электронного учебника «Профессия и карьера».

Занятие 12. Аудиовизуальные средства профессионального и личностного самоопределения

Аудиокнига «Время выбирать профессию» и возможности ее использования на занятиях и во внеклассной работе.
Видеокурс «Дороги, которые мы выбираем». Возможности использования видеокурса на занятиях и во внеклассной работе.

Занятие 13. Большая активизирующая профориентационная игра «Древо профессий: XXI век»

Литература

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование, Спб, 2001.
2. Асмолов А.Г. Психология личности, М., 1990.
3. Анисимова Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи, Ярославль, 2000.
4. Белова Т.В. Волошина И.А. Солнцева В.А., Щегорцев В.А. Справочник начинающего профконсультанта, М., 1998.
5. Белухин Д.А. Куда идешь? М., 2002.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., 1986.
7. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика, М., 1987.
8. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности, Спб, 2002.
9. Гато Дж. Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя, М., 2006.
10. Грановская Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии, М., 2001.
11. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место в мире, Ярославль, 2001.
12. Гуревич К.М., Е.И.Борисова. Психологическая диагностика, Москва-Воронеж, 2001.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей, М., 1995.
14. Дусавицкий А.К. Формула интереса, М., 1989.
15. Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты, М. 2003.
16. Климов Е.А. Как выбирать профессию, М., 1991.
17. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, Казань, 1969.
18. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, М., 1983.
19. Кипнис М. Тренинг лидерства, М., Ось-89, 2004
20. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох, М., 1997.
21. Корчак Я. Воспитание личности, М., 1992.
22. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Учитель и проблемы дисциплины, М., 2005.
23. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох, М., 1997.
24. Ленгле А. Жизнь, наполненная смыслом, М., 2002.
25. Ленгле А. Что движет человеком, М., 2006.
26. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников, М., 1969.
27. Лутошкин А. Как вести за собой, М., 1981.
28. Макаренко А.С. Книга для родителей, М., 1969.
29. Матейчик З. Родители и дети, М.,1992.
30. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М, 2003.
31. Медведева М.Я., Шишова Т.Л.. Ребенок и компьютер, 2007
32. Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, 2006.
33. Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить, М., 2008.
34. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера, М., 1991.
35. Орлова Т.В. Психологическое консультирование школьников, Балашиха, 1999.
36. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины, М., 2005.
37. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Из забытых бумаг, Морской вестник, №9, 1856.
38. Поляков В.А. Технология карьеры, М., 1995.
39. Прихожан А.М. Психология неудачника, М., 1995.
40. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию, М., 1991.
41. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства, М., 2001.
42. Пезешкян Н. Торговец и попугай, М., 2004.
43. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы, М., 2005.
44. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии, М., 2004.
45. Резапкина Г.В.Комплексная диагностика в условиях профильного обучения, Школьный психолог, №11-13, 2008.
46. Резапкина Г.В. Холланд+Климов =… Школьный психолог, № 5, 2007.
47. Резапкина Г.В. Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики, «Практика административной работы в школе», № 8, 2006.
48. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника, М., 2005.
49. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии, М., 2006.
50. Резапкина Г.В. Уроки самоопределения, Классное руководство и воспитание школьников, №15-2007- №9-2008.
51. Савина М.С., Пряжников Н.С., Солнцева В.А., Донских Л.Л. Организация профориентационной и профконсультационной работы, РАТиЗ, М, 1998.
52. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг, Спб, 2001.
53. Снайдер Д., Практическая психология для подростков, М., 2000.
54. Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. Азбука профориентации, СПб., 1995.
55. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, Киев, 1988.
56. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Интегральная удовлетворенность трудом / Социально-психол. диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
57. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании, М., 2003.
58. Фопель К. На пороге взрослой жизни, М., 2008.
59. Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990.
60. Фромм Э. Иметь или быть, М., 1990.
61. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики, И., 2003.
62. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников, М., 2007.
63. Хозиев В.Б. Психология. Учебное пособие для 10—11 классов, М., 2000.
64. Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития, М., 1995.
65. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ, М., 2009.

IT-студия SoftTime