Прямолинейные, будьте осторожны на поворотах! Е. Лец
 

Актуальные проблемы практической психологии образования

Пояснительная записка

Д.В.Рязанова, В.Ю.Чал-Борю

Актуальные проблемы практической психологии включают в себя следующие аспекты: групповая работа с детьми и подростками, индивидуальная работа с детьми и подростками, консультирование родителей и педагогов, диагностическая и коррекционная работа.
Наша задача - повышение квалификации специалиста, занимающегося групповым и индивидуальным консультированием детей, родителей и педагогов. Выбор этого направления работы был обусловлен множеством реальных запросов психологов образования. Сейчас публикуется большое количество изданий с программами тренингов для детей, подростков и родителей. Однако психологам не хватает практических навыков работы с клиентами и группами.
После обучения наши стажёры смогут яснее видеть границы своих профессиональных возможностей, будут увереннее и осознаннее использовать навыки психолога-консультанта, найдут новые личностные и профессиональные ресурсы. Каждый стажер сумеет найти свой индивидуальный стиль работы, получит супервизию, наметит пути дальнейшего развития.

1 занятие

Цель: сформулировать для каждого участника личный запрос работы в группе.
Ход занятия:
1. Сбор ожиданий от участников группы.
2. Презентация участников. Работа над профессиональной самопрезентацией.
3. Определение места профессиональной деятельности в жизни каждого участника.
4. Учебная консультация с супервизией.
5. Подведение итогов встречи.

2 занятие

Цель: расширить опыт участников по работе над фокусировкой запроса клиента.
Ход занятия:
1. Сбор ожиданий от участников группы.
2. Определение поля клиентских запросов.
3. Первичный и реальный запрос. Переформулирование первичного запроса.
4. Учебная консультация с супервизией.
5. Подведение итогов встречи.

3 занятие

Цель: помочь участникам определить свои возможности и границы компетентности.
Ход занятия:
1. Сбор ожиданий от участников группы.
2. Работа по классификации возможных клиентских запросов.
3. Выбор психологами запросов, находящимися за пределами их компетенции.
4. Учебная консультация с супервизией.
5. Подведение итогов встречи.

4 занятие

Цель: помочь участникам справляться с тревожностью; работа над уверенностью, устойчивостью, стабильностью психолога-консультанта.
Ход занятия:
1. Выяснение ожиданий участников группы.
2. Работа в тройках (консультант, клиент, наблюдатель). Психолог фиксирует своё состояние во взаимодействии с клиентом.
3. Работа в тройках (консультант, клиент, наблюдатель). Психолог вербально выражает своё состояние клиенту.
4. Участники находят для себя оптимальную, особенную для себя и адекватную для клиента форму выражения своих чувств.
5. Учебная консультация с супервизией.
6. Подведение итогов встречи.

5 занятие

Цель: расширение возможностей восприятия консультантом идентифицированного клиента.
Ход занятия:
1. Сбор ожиданий от участников группы;
2. Развитие внимания к собственному состоянию. Участники отвечают на вопросы, что они сейчас чувствуют и как они себя чувствуют телесно;
3. Упражнение на сосредоточение внимания на разных каналах восприятия психологом клиента. Участники получают возможность обнаружить индивидуальные особенности зрительного, слухового, кинестетического каналов восприятия клиента;
4. Тренировка навыка невербального контакта с клиентом;
5. Учебная консультация с супервизией;
6. Подведение итогов встречи.

6 занятие

Цель: расширение возможностей вербального выражения состояния клиента и консультанта.
Ход занятия:
1. Сбор ожиданий от участников группы.
2. Работа в тройках (консультант, клиент, наблюдатель) по поиску адекватных для клиента и консультанта форм выражения состояния.
3. Работа с реальным клиентом: выбор клиентом консультанта; консультация, супервизия.
4. Учебная консультация с супервизией.
Подведение итогов встречи.

7 занятие

Цель: отработать навык "Я - высказывание" в процессе консультации.
Ход занятия:
1. Сбор ожиданий от участников группы.
2. Дискуссия об использовании "Я - высказывание" в работе с клиентом и в групповой работе.
3. Тренировка навыка "Я - высказывание" в разных формах.
4. Учебная консультация с супервизией.
5. Подведение итогов встречи.

8 занятие

Цель: поддержка клиента в консультации: обусловленность и границы применения.
Ход занятия:
1. Сбор ожиданий от участников группы.
2. Теоретические аспекты поддерживающего взаимодействия в консультировании.
3. Поддержка и фрустрация, их практическое использование.
4. Две учебные консультации с супервизией.
5. Подведение итогов встречи.

9 занятие

Цель: ассимиляция полученных знаний и опыта.
Ход занятия:
1. Сбор ожиданий от участников группы.
2. Выявления каждым участником своих сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности. Постановка задач для дальнейшей деятельности.
3. Две учебные консультации с супервизией.
4. Подведение итогов встречи.
5. Подведение итогов работы по программе.

Список используемой литературы:

1. К.С.Холл, Г.Линдсей - "Теория личности", "КСП+", Москва 1997
2. И.Ялом - "Теория и практика групповой психотерапии", "Питер", Санкт-Петербург 2000
3. Н.Лебедева, Е.Иванова - "Путешествие в гештальт", "Речь", Санкт-Петербург 2005
4. Н.Мак-Вильямс - "Психологическая диагностика", "Класс", Москва 2006
5. М.Гриндер - "Исправление школьного конвейера или НЛП в педагогике", Москва 1995
6. С.Гингер - "Гештальт: искусство контакта", "ПЭР СЭ", Москва 2002

IT-студия SoftTime