Существует определение, гласящее, что смыслы и ценности - не что иное, как реактивные образования и механизмы защиты. Что до меня, то я бы не хотел жить ради моих реактивных образований, и еще менее - умереть за мои механизмы защиты. В. Франкл
 
Участие в мониторинге

Программа авторского семинара А.В.Цветкова "Нейропсихология детского возраста"

Рецензент: руководитель Центра практической психологии образования АСОУ, к.п.н. Кривцова С.В.

Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и ориентирована на студентов-психологов и специалистов, проходящих дополнительную профессиональную подготовку. Программа включает основные разделы современной нейропсихологии детского возраста: научно-теоретический и методологический аппарат общей нейропсихологии и его роль в становлении нейропсихологии детского возраста; научные основы, предмет и задачи нейропсихологии детского возраста; раздел, посвященный проблеме доминантности полушарий мозга у здоровых детей и детей с девиантным и аномальным развитием психики; общий анализ формирования и развития ВПФ на разных возрастных этапах; проблема ведущей деятельности и ее роль в развитии психики; нейропсихология в детском саду и в общеобразовательной школе; общие нейропсихологические данные об отклонении в развитии ВПФ у детей дошкольного и младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной школе; анализ нейропсихологических методов обследования детей; формирующее и коррекционно-развивающее обучение.

Цель курса – ознакомление слушателей с важнейшей областью клинической психологии – нейропсихологией детского возраста, предметом которой является исследование мозговых основ психических процессов в их формировании, закономерности дизонтогенеза ВПФ у детей, решение широкого круга практических и теоретических вопросов.

Задачи курса:
1. Усвоение студентами методологии и теории нейропсихологии детского возраста.
2. Усвоение студентами принципов нейропсихологии детского возраста, то есть системы научных взглядов.
3. Формирование у студентов понимания тесной связи общей теории нейропсихологии и методов практической работы с детьми.
4. Понимание негативной роли применения в практике работы с детьми «эмпирических» методов, решающих диагностические задачи и задачи формирующего или коррекционного обучения и пониманию позитивной роли научного обоснования методов.
5.Обучение теории и методам нейропсихологии детского возраста.
6.Обучение общим принципам и методам формирующего обучения детей, не готовых к обучению в школе по параметру несформированности ВПФ.

Содержание курса

Введение
Роль и место нейропсихологии детского возраста в структуре общей нейропсихологии, психологии, педагогики и коррекционной педагогики. Терминология научных дисциплин "нейропсихология" и "нейропсихология детского возраста": раскрытие содержания терминов. Значение правильной терминологии в профессионализме специалиста. Причины возникновения нейропсихологии детского возраста и области ее приложения.
Раздел I. Научно-теоретический и методологический аппарат общей нейропсихологии и его роль в становлении нейропсихологии детского возраста.
Истоки методологии и теории нейропсихологии - развитие психологии, неврологии, лингвистики.
Методологические концепции нейропсихологии. Учение о высших психических функциях: история развития понимания генезиса и структуры ВПФ, современные представления о ВПФ - их генезисе, структуре, путях реализации в отечественной нейропсихологии.
Теоретические концепции: новое понимание содержания синдрома, симптома; их определение. Учение о факторе: история учения, современное понимание "фактора" в нейропсихологии; определение. Развитие учения.
Раздел II. Нейропсихология детского возраста: научные основы, предмет и задачи.
Сферы приложения нейропсихологии детского возраста. Социальный запрос. Объект исследования: здоровые дети дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста с отклонениями в развитии ВПФ, дети с аномальным развитием психики, дети с локальными поражениями и заболеваниями мозга различной этиологии.
Предмет и задачи нейропсихологии детского возраста. Задачи нейропсихологического обследования детей зависят от контингента детей и целей нейропсихологического исследования.
Научные основы нейропсихологии детского возраста (концептуальный аппарат): методологические и теоретические концепции, лежащие в основе нейропсихологии детского возраста, ее содержания как науки, ее задач и методов и отводящие НДВ ее место в других науках - общей психологии, генетической и педагогической психологии, общей нейропсихологии, педагогике и дефектологии.
Раздел III. Проблема доминантности полушарий мозга у здоровых детей и у детей с девиантным и аномальным развитием психики.
История развития учения о доминантности полушарий. Теории доминантности полушарий и локализации ВПФ в мозге у детей.
Современные экспериментальные данные о доминантности полушарий и локализации ВПФ у детей.
Проблема доминантности полушарий и ее роли в нормальном развитии и задержке развития психики у детей.
ЗПР и доминантность полушарий.
Роль возраста в изменении межполушарной организации речи и других ВПФ.
Раздел IV. Морфогенез мозга (анатомическое созревание).
Созревание мозга на разных возрастных этапах: возраст, вес мозга, скорость развития коры, миэлинизация - и их влияние на развитие психики ребенка.
Структурная организация коры и ее гетерохрония (возрастное развитие)- ансамблевая организация коры. Неравномерность созревания различных зон мозга: затылочная, височная, теменная, нижне-теменная, процентральная, лобная зоны мозга.
Связь морфогенеза мозга и его гетерохронии с развитием психики детей младшего возраста. Гетерохрония развития ВПФ.
Постановка диагноза. Что такое нейропсихологический диагноз.
Раздел V. Общий анализ формирования и развития ВПФ на разных возрастных этапах.
Развитие восприятия и его роль в развитии других ВПФ.
Речь и восприятие.
Развитие памяти и мышления.
Развитие произвольной деятельности, поведения, личности ребенка, эмоционально-волевой сферы.
Раздел VI. Ведущая деятельность и ее роль в развитии психики.
Возрастной подход к ведущей деятельности в развитии психики. Признаки ведущей деятельности. Определение ведущей деятельности. Роль ведущей деятельности в развитии психики детей. Ведущая деятельность и усвоение ребенком социального опыта.
Периодизация развития психики ребенка. Системное развитие ВПФ и ведущие психические процессы в каждом возрастном этапе. Нейропсихология и возрастное развитие ВПФ.
Раздел VII. Нейропсихология в детском саду и в общеобразовательной школе.
Задачи и цели нейропсихологического обследования детей в общеобразовательной школе.
Психологическое и нейропсихологическое состояние развития психики детей в современной общеобразовательной школе.
Роль нейропсихологии в обнаружении причин трудностей групп детей в обучении в школе, в обнаружении детей группы риска.
Нейропсихологический и психологический анализ готовности детей к обучению в общеобразовательной школе.
Роль нейропсихологии в преодолении отклонений в развитии психики детей, в восстановлении их психического здоровья, в подготовке детей к обучению в школе, в преодолении неуспеваемости детей при обучении в школе.
Раздел VIII. Общие нейропсихологические данные об отклонении в развитии ВПФ у детей дошкольного и младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.
Симптомы отклонения в формировании ВПФ. Синдромный анализ отклонения. Факторы, лежащие в основе нарушения, дефицита или несформированности ВПФ. Нейропсихологические синдромы несформированности ВПФ у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Проблема распределения и частотности несформированности разных ВПФ у групп детей. Наиболее часто встречающиеся несформированность (или нарушение) системы ВПФ или изолированной ВПФ у детей одного возраста. Проблема устойчивости/неустойчивости определенных систем ВПФ к вредным внутренним и внешним воздействиям на развитие психики ребенка. Задержка анатомического развития определенных зон мозга и ее связь с задержкой развития или несформированности соответствующей системы ВПФ.
Раздел IX. Анализ нейропсихологических методов обследования детей.
Задачи нейропсихологического исследования детей.
Общая характеристика нейропсихологических методов и их особенностей. Психодиагностические и нейропсихологические методы: сравнительный анализ, их задачи, возможности и цели. Критический анализ стандартизованных методов обследования детей.
Анализ структурно-динамической системы нейропсихологических методов. Процедура проведения обследования детей нейропсихологическими методами. Качественный анализ фактического материала, анализ актуального психического развития детей и зоны ближайшего развития. Составление заключения нейропсихологического обследования.
Требования к знаниям специалиста психолога и нейропсихолога, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии психики.
Раздел Х. Формирующее и коррекционно-развивающее обучение.
Концепция формирующего обучения: определение, содержание.
Задачи формирующего обучения. Сравнительный анализ формирующего и коррекционного видов обучения детей: задачи, методы, направленность, цели. Общая характеристика методов формирующего обучения.
Литература
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Под редакцией Л.С. Цветковой. НПО МОДЭК 1999, 2003г.г.
2. Бадалян Л.О. Детская неврология. Медицина, М., 1999.
3. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей обучения младших детей. Роспедагентство, М., 1997, гл.1, 3, 4.
4. Котягина С.Н. Нейропсихологический статус детей с резидуально-органической патологией. В кн. Технологии развития творческого потенциала дошкольников. НПО МОДЭК, М.-В., 2003, с.150-158.
5. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразвательной школе. М., 1997.
6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002
7. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., МПСИ, 2003г.г.
8. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Роспедагентство, М., 2002г.
9. Цветкова Л.С., Котягина С.Н. Специфика формирования психической деятельности у детей с остаточными явлениями перинатальной энцефалопатии. В кн. Технология развития творческого потенциала дошкольников. НПО МОДЭК, М.-В., 2003, с.131-139.
10. Цветкова Л.С., Котягина С.Н., Сергиенко А.А. Применение нейропсихологического подхода к диагностике и коррекции ВПФ как один из путей сохранения психического здоровья детей с резидуально-органической патологией. В кн. Технология развития творческого потенциала дошкольников. НПО МОДЭК, М.-В., 2003, с.140-149.
11. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 144 с.: ил.

IT-студия SoftTime