Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак, что пора меняться. М. Твен
 
Буллинг в школе: как травля может довести ребенка до суицида и убийства

Психологическая подготовка старшеклассников к экзаменам

Автор: Д.Ю.Размахнина

Экзамен для большинства школьников является стрессом. На эмоциональное состояние в ходе экзамена влияют личностные характеристики подростков (высокая школьная и личностная тревожность, заниженная самооценка, опыт взаимодействия с учителями и т.д.). Но, поскольку психологическая подготовка учащихся к экзаменам с учетом индивидуальных возможностей в рамках работы школьных психологов, – задача почти невыполнимая, она должна строиться с учетом наиболее общих психологических проблем.

Негативное воздействие экзамена на психоэмоциональное состояние учащихся в большинстве случаев связано с такими факторами как неуверенность в собственных знаниях, неумении устанавливать контакт с экзаменатором, отсутствие навыков самопрезентации. Подростки, не имеющие опыта саморегуляции, не могут своевременно отследить первые признаки стресса и компенсировать его разрушающее воздействие. Совокупность этих широко распространенных психологических проблем часто приводит подростков к эмоциональному и социальному кризису в предэкзаменационный период.

Для учеников 9х классов профилактическая программа «Психологическая подготовка старшеклассников к экзаменам» - это первое приближение к экзаменам, некое включение предстоящих экзаменов в реальность их школьной жизни. Для учеников 11х классов это –возможность осознать совершенные ошибки и попытаться избежать их в будущем.

Учащимся трудно начать своевременную подготовку к экзаменам. Это происходит из-за того, что временная перспектива и способность грамотно управлять временем формируются медленно, волевая регуляция поведения развита недостаточно из-за несформированности иерархии мотивов, отсутствует познавательная мотивация. Программа «Психологическая подготовка старшеклассников к экзаменам» помогает школьникам сориентироваться в том, какое место в их жизни занимает успешное прохождение экзаменов, что предшествует экзамену и что происходит собственно в экзаменационной ситуации.

Знакомство с понятием «стресс» и его негативными проявлениями расширяет кругозор подростка. Анализируя собственный жизненный опыт, связанный со стрессовыми ситуациями, подросток развивает представления о себе, об особенностях своего поведения, становится не только более внимательным к своим эмоциональным состояниям, но и более защищенным перед встречей с неизбежным и таким значимым событием как экзамен.

Программа «Психологическая подготовка старшеклассников к экзаменам» знакомит подростков с их собственными интеллектуальными возможностями, правилами формирования понятий, принципами дедукции и способами развития словарного запаса. Занятия, направленные на развитие мышления, происходят в непринужденной обстановке, исключающей критику со стороны.

Несмотря на то, что внедрение в систему среднего образования Единого Государственного Экзамена практически исключает взаимодействие учащегося и экзаменатора, школьное образование должно ориентировать детей на преодоление проблемных ситуаций, развивая навыков взаимодействия с экзаменатором.

Как показывает опыт общения со школьниками, у большинства подростков сформирован неадекватный образ экзаменатора. В их представлении экзаменатор – человек настроенный враждебно, занимающий положение оппозиции по отношению к учащимся. Естественно, это только усиливает беспокойство перед экзаменом и осложняет саму экзаменационную ситуацию. В рамках психологической подготовки к экзаменам подростки имеют возможность увидеть в экзаменаторе личность, и, следовательно, ориентироваться на установление с ним межличностных отношений. Знакомство с невербальными средствами коммуникации и осознание особенностей своего поведения позволяет подросткам открыто взглянуть на свои трудности в общении и хотя бы частично научиться справляться с ними.

Таким образом, «Психологическая подготовка к экзаменам» оказывает влияние не только на снижение предэкзаменационной тревожности, но и на личностное развитие подростков.

Цели программы

1. Снижение предэкзаменационной тревожности.
2. Повышение стрессоустойчивости.
3. Повышение качества предэкзаменационной подготовки и развитие познавательной мотивации.
4. Развитие коммуникативной культуры и коммуникативных навыков.
5. Преодоление психологических барьеров в общении с экзаменатором.
6. Развитие личности учащихся.

Задачи программы

1. Помощь учащимся в осознании реального значения ситуации экзамена.
2. Знакомство с теоретическими представлениями о стрессе.
3. Развитие представлений об индивидуальных реакциях на стресс.
4. Расширение представлений о средствах профилактики и преодоления стресса.
5. Знакомство с принципами понятийного и дедуктивного мышления, конструирования схем и средствами развития устной речи; отработка соответствующих навыков на практике.
6. Развитие коммуникативных навыков и навыков самопрезентации.
7. Расширение представлений о возможностях взаимодействия с экзаменатором.
8. Знакомство с правилами построения диалога и речевым этикетом.

Структура программы

1. Подготовительный этап.
- Знакомство с программой педагогического состава школы и родителей учащихся. Предоставление информационных материалов.
- Проведение диагностики уровня школьной тревожности учащихся по методике Филипса
Результаты диагностики выявляют детей, в большей степени подверженных школьному стрессу (т.е. имеющих страх самовыражения, проверки знаний и т.д.). Это позволяет школе своевременно предпринять необходимые меры по профилактике кризисных ситуаций, провести индивидуальные беседы с ребенком, дать рекомендации родителям и педагогам.

2. Основной этап: проведение тематических занятий.
Программа представляет собой цикл учебно-развивающих занятий, включающий три блока:

1. «Стресс и средства его преодоления»
2. «Подготовка к экзамену. Развитие мышления»
3. «Коммуникативные навыки. Общение с экзаменатором».

По каждому блоку проводятся два вида работ:

1. Информационно-образовательная (ученикам предоставляется научная психологическая информация в адаптированной форме).
2. Отработка полученных знаний на практике.

Теоретический материал программы представлен в виде раздаточных материалов. Это улучшает закрепление материала и дает возможность ученикам самостоятельно обратиться к пройденному материалу после завершения программы.

После завершения каждого блока проводится анкетирование, направленное на закрепление пройденного материала и проверку усвоенных знаний.

3. Заключительный этап
- Итоговое анкетирование учащихся.
- Проведение повторной диагностики уровня школьной тревожности учащихся по методике Филлипса.
- Выступление ведущего на родительском собрании и педагогическом совете.

По результатам программы планируются дальнейшие мероприятия по психологической подготовке к экзаменам.

Участниками программы являются подростки 9, 10 и 11 классов общеобразовательных школ. Программа состоит из 10 тем, освоение которых предполагает 12 часов. Программу рекомендуется начинать в октября-ноябре. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут. Эффективность программы оценивается по сравнительным результатам первичной и итоговой диагностики уровня школьной тревожности по методике Филипса; результатам тематического анкетирования; отзывам учащихся, родителей и педагогического состава школы.

Тематический план занятий по профилактической программе «Психологическая подготовка старшеклассников к экзаменам»

№ темыНазвание темыКол-во учебных часов
Блок «Стресс и средства его преодоления»
1«Стресс в жизни человека»1
2«Что нужно знать о стрессе»1
3«Стресс на экзамене»1
4Подведение итогов по тематическому блоку
«Стресс и средства его преодоления»
1
Блок «Подготовка к экзамену. Развитие мышления»
5«Учимся думать»3
6«Развиваем устную речь»
Подведение итогов по тематическому блоку
«Подготовка к экзамену. Развитие мышления»
1
Блок «Коммуникативные навыки. Общение с экзаменатором»
7«Учимся общаться»1
8«Общение с экзаменатором»1
9«Диалог с экзаменатором»1
10«Подводим итоги»
Подведение итогов по тематическому блоку
«Коммуникативные навыки. Общение с экзаменатором».
Обсуждение результатов программы. Итоговое анкетирование.
1
ИТОГО:12

Краткое содержание занятий

Блок «Стресс и средства его преодоления»

Подростки знакомятся с понятием стресса, причинами его возникновения, реакциями на стресс, возможностями профилактики стресса и преодоления его негативных последствий, а также анализируют всю теоретическую информацию применительно к самим себе, знакомятся с аналогичным опытом своих одноклассников. Важным элементом данного блока является обсуждение ценностей, которые связаны с успешным прохождением экзаменов. В ходе занятий используются коллективные обсуждения, вопросы для самопознания и коллективные рисунки.

Блок «Подготовка к экзамену. Развитие мышления»

На занятиях ученики знакомятся с базовыми принципами работы с учебным материалом, учатся выделять понятия и родо-видовые связи, строить логические схемы и применять на практике принцип дедуктивного мышления. Поскольку повышение качества предэкзаменационной подготовки невозможно без повышения познавательной мотивации, занятия, направленные на развития мышления происходят в достаточно простой и увлекательной форме (выполнение заданий в форме соревнований между микрогруппами, составление шпаргалок, перефразирование стихотворений).

Блок «Коммуникативные навыки. Общение с экзаменатором»

С целью развития навыков самопрезентации ученикам предоставляется теоретическая информация о средствах общения, которая отрабатывается в ролевых играх. В результате моделирования ситуации общения с экзаменатором, у подростков расширяются представления о возможностях способах взаимодействия. Занятия ориентируют их на активный поиск взаимопонимания с учителями, что благоприятным образом сказывается на отношении к экзаменам в целом. Также ученики знакомятся с правилами построения диалога и речевым этикетом.

IT-студия SoftTime