Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М.Ларни.
 
Буллинг в школе: как травля может довести ребенка до суицида и убийства

М.Ю.Чибисова "Единый государственный экзамен" (фрагменты из книги)

Что вы хотели знать о ЕГЭ, но боялись спросить

Все мы неоднократно сдавали экзамены: когда заканчивали школу, поступали в институт, во время сессий. И все мы в целом представляем себе, что это такое. Но в настоящее время система российского образования претерпевает значительные изменения, меняются форма и содержание выпускных и вступительных экзаменов.

Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошел в школьную жизнь.

Вопросы подготовки школьников и педагогов к ЕГЭ рассматриваются на методологических семинарах, совещаниях и «круглых столах» для сотрудников образовательных учреждений, предлагаются материалы для проведения семинаров и курсов. Однако имеющиеся в литературе рекомендации разрознены и не систематизированы. В большинстве случаев считается, что специальной подготовки к ЕГЭ не требуется, выпускникам достаточно пробного экзамена и инструкции по правилам поведения. Мы же считаем, что этого мало, поскольку ЕГЭ принципиально отличается от привычной формы традиционных выпускных экзаменов.

На официальном сайте Министерства образования, посвященном ЕГЭ, представлено огромное количество различных материалов по Единому государственному экзамену для различных категорий читателей: самих выпускников, учителей выпускных классов, организаторов экзамена и т.д.

Все эти документы носят общий инструктивный характер. Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая Единого государственного экзамена, связанные с ним проблемы психологического характера и возможности психологической поддержки учеников. При рассмотрении проблемы подготовки к ЕГЭ исследователи упоминают важность психологического тренинга и психологической поддержки выпускников, их родителей и учителей выпускных классов, но дальнейшего развития и методического обеспечения эта тема не получает. Разработаны также общие рекомендации для выпускников и их родителей, но они тоже, при всей их нужности и важности, во многом имеют обобщенный характер. В педагогической среде по вопросу ЕГЭ высказывается множество мнений: от горячего неприятия до столь же горячего одобрения. Тестирование широко распространено в системе образования за рубежом (например, в США), где накоплен определенный опыт изучения такой формы проверки знаний и доказано, что наряду с преимуществами тестирование имеет ряд недостатков. Мы не будем высказываться ни «за», ни «против» ЕГЭ, поскольку он, как любой другой педагогический метод, имеет как сильные стороны, так и недостатки. Реальность такова, что эксперимент по внедрению ЕГЭ с каждым годом принимает все более широкий размах, а значит, важно не только оценивать его целесообразность и пути совершенствования, но и искать действенные способы поддержки выпускников в тех условиях, в которых экзамен сейчас проводится.

Почему мы считаем необходимой психологическую поддержку выпускников, сдающих ЕГЭ, и в какой форме она должна осуществляться? Предлагаем вашему вниманию свой ответ на этот вопрос.

Прежде чем подробно описывать трудности, "подводные камни" и пути выхода, давайте сначала разберемся, что же кроется за аббревиатурой ЕГЭ.

Что представляет собой Единый государственный экзамен (ЕГЭ)?

Это система бесплатных экзаменов по отдельным предметам, которые предлагают сдавать выпускникам полной общеобразовательной средней школы.
Единство этих экзаменов обеспечивается следующими их особенностями:

а) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате (при окончании школы) и при поступлении в вузы;
б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и система независимой внешней оценки (в том числе — с помощью компьютера), основанная на использовании единой шкалы и критериев оценки.

ЕГЭ, по мнению его разработчиков, поможет обеспечить всем выпускникам равные условия при поступлении в вузы и сдаче выпускных экзаменов в школе.

Кроме того, ЕГЭ должен проводиться в условиях, максимально обеспечивающих достоверность полученных результатов (их компьютерная обработка или проверка независимыми экспертами).

Наконец, немаловажное соображение — ЕГЭ поможет разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число сдаваемых ими экзаменов. Вместо двух серий экзаменов — выпускных и вступительных — они будут сдавать только одну.

Как эти идеи реализуются в ЕГЭ? Во-первых, экзамен письменный, и все выпускники пишут похожие варианты. Во-вторых, существенная часть всех заданий требует только нахождения ответа, а не подробной записи решения, то есть устраняется субъективность проверяющего, проверка большинства заданий вообще может производиться (и реально производится) компьютером. В-третьих, в экзамене не участвуют учителя той школы, где учится выпускник.

Объединение выпускного экзамена со вступительным осуществляется в ЕГЭ следующим образом: в работе выделяются три части. В первой части задания несложные, а ответ нужно просто выбирать из предлагаемого списка. Во второй части задания посложнее, и ответ на них нужно записать — это число, слово, иногда комбинация слов или букв. Проверка заданий из этих двух частей и поручается компьютеру. Третья часть содержит задания, сложность которых соответствует сложности заданий вузов, вплоть до самых "сильных". Эти задания надо выполнять письменно, как это делалось всегда; проверяют их сотрудники вузов и школьные учителя, но, как сказано выше, не из той школы, которую окончил выпускник, при этом ни сотрудники вузов, ни учителя не знают, кто автор работы и куда он собирается поступать.

По итогам ЕГЭ выпускник получает две оценки: "выпускную" — по пятибалльной шкале и "вступительную" — по стобалльной.

Оценка за ЕГЭ по 5-балльной шкале для школы является экзаменационной, она рассматривается вместе с годовой оценкой при решении вопроса о том, какой балл поставить в аттестат. Выпускникам — участникам ЕГЭ в аттестат ставится оценка, которую определяют как среднее арифметическое годовой и экзаменационной оценок. При этом округление производится в пользу ученика (в сторону более высокого балла). Например, если годовая оценка по физике у выпускника "5", а за ЕГЭ по физике он получил "4", то в аттестат будет выставлена оценка "5".

Оценка за ЕГЭ по 100-балльной шкале заносится в свидетельство о результатах Единого государственного экзамена, которое выпускник может отправить в один или несколько высших или средних специальных учебных заведений, техникумов. Эти свидетельства будут рассматривать наравне с результатами экзаменов тех абитуриентов, которые проходили вступительные испытания в обычном порядке.

Аттестат действителен, как и раньше, в течение всех последующих лет. Свидетельство действительно только до 31 декабря текущего года. Все, кто в этом году не пройдет по конкурсу в высшее или среднее специальное учебное заведение, в следующем году, в июле 2005-го, должны будут снова сдавать ЕГЭ.

ЕГЭ не отменяет существующих льгот, предусмотренных для отдельных категорий выпускников и абитуриентов, в том числе проведение экзаменов в щадящем режиме для ослабленных детей, льготный или внеконкурсный прием в вузы для победителей олимпиад и творческих конкурсов, награждение выпускников золотой и серебряной медалями.

Единый государственный экзамен проводится в форме тестирования и рассчитан на 3—4 часа.

Продолжительность и состав Единых государственных экзаменов в 2004 году таковы:

Русский язык — 3 ч (180 мин).
Это время отводится на выполнение 32 заданий, одно из которых — небольшое сочинение, объемом около 150 слов.

Математика — 4 ч (240 мин).
Это время отводится на выполнение 27 заданий.

Физика — 3,5 ч (210 мин).
Это время отводится на выполнение 40 заданий.

Химия — 3 ч (180 мин).
Это время отводится на выполнение 50 заданий.

Билогия — 3 ч (180 мин).
Это время отводится на выполнение 55 заданий.

Методической основой ЕГЭ являются контрольно-измерительные материалы (КИМы), разработанные в соответствии с действующим обязательным минимумом содержания образования.

Как уже отмечалось выше, экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов.

Задания типа А. Это наиболее легкие задания, в которых надо выбрать один верный ответ из четырех предложенных вариантов.

Например:

Какой из русских князей в произведении древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" изображен так: "Бьешься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, — там лежат поганые головы половецкие"?

Варианты ответа:

1) князь Игорь
2) князь Всеволод
3) князь Владимир
4) князь Святослав

Правильный ответ на каждое задание оценивается в 1 балл.

Задания типа В. Это задания, предполагающие краткий свободный ответ (нужно записать только окончательный вариант: число, слово, словосочетание или набор букв).

Например:

Как называется традиционная часть басни, в которой заключен основной авторский вывод?

Ответ: _____________________

Задания этого типа сложнее, но каждый правильный ответ также оценивается в 1 балл.

Задания типа С. Это задания, требующие развернутого свободного ответа (включающего словесное обоснование, математический вывод, полное решение задачи, сочинение и т.п.).

Например:

В чем смысл сопоставления автора и его героя в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин": "Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной..."?

Эти задания — самые сложные, причем одно-два из них имеют очень высокую сложность и примерно соответствуют уровню сложности заданий сильнейших вузов или олимпиад. Правильное выполнение каждого задания типа С оценивается несколькими баллами, а в целом дает возможность набрать от 20 до 35 % баллов от общего возможного количества баллов.

Задания типа А составляют первую часть ЕГЭ. Задания типа В – вторую, задания типа С — третью. Экзамены по разным предметам содержат разное количество заданий категорий А, В и С. Однако общая закономерность такова, что заданий А больше, чем заданий В, а тех, в свою очередь, больше, чем заданий типа С. Например, к категории А относятся от 40% всех заданий в работе по математике, до 70% — в работе по биологии, к категории В по русскому языку, физике, биологии — 10% всех заданий, по химии — 15%, по математике — 25% всех заданий, а заданий категории С - всего одно по русскому языку, 4 — по математике, 5 — по физике и химии, 6 — по биологии. Общее число заданий в экзаменационных вариантах 2004 года — от 27 (математика) до 55 (биология). Экзамены по всем предметам письменные.

Каковы критерии выставления оценок?

Эти критерии устанавливаются для каждого предмета отдельно, но при этом они одинаковы для всех регионов страны, школ и учащихся. Мы укажем сейчас основные ориентиры, в соответствии с которыми выставляются школьные оценки.

- "тройку" надо выполнить по крайней мере половину заданий из первой части (по русскому языку — две трети);
- чтобы получить школьную "четверку", надо правильно выполнить половину всех заданий, при этом одно-два из второй или третьей части работы;
- для получения "пятерки" необходимо выполнить более трех четвертей всех заданий, одно из них должно быть из третьей части. Например, чтобы получить "5" по русскому языку, надо как минимум правильно выполнить ВСЕ задания из первой части и получить 20 баллов (из 22 возможных) за сочинение.

Согласно требованиям Министерства образования России, Единый государственный экзамен проводится в аудитории, где находятся до 15 незнакомых друг с другом выпускников и 2 экзаменатора, которые не должны быть учителями этих школьников и учителями того предмета, по которому сдается экзамен. Каждый ученик получает индивидуальный пакет, содержащий КИМ, бланк регистрации ответов, бланк ответов № 1 (для заданий групп А и В), бланк ответов № 2 (для заданий С) и черновик. В бланк регистрации заносятся только результаты, то есть ученик выбирает правильный ответ, решает задачу и т.п., а затем отмечает соответствующий пункт или вписывает результат в бланк.

Задача сдающего ЕГЭ выпускника — набрать как можно больше баллов. При этом ученик сам может решить, какие задания ему решать, а какие — нет.

В день экзамена, после его окончания до выхода из здания, ученик может подать апелляцию по процедуре проведения ЕГЭ и заявить претензию по содержанию работы, которую организаторы тестирования обязаны занести в протокол. Все апелляции по процедуре проведения принимаются в тот же день уполномоченным представителем Государственной экзаменационной комиссии. Претензии по содержанию работы рассматриваются организаторами тестирования; задания, признанные некорректными, из обработки исключаются.

По результатам проверки работы выпускник также может подать апелляцию. В этом случае изучается, правильно ли была проверена и оценена его работа, не было ли допущено технических ошибок при сканировании и обработке бланков ответа.

Ответы на задания типа А (выбор ответа из предложенных вариантов) и типа В (вопросы, предполагающие краткие свободные ответы) проходят компьютерную обработку, ответы на задания типа С (требующие развернутых свободных ответов) проверяются независимыми экспертами. Вначале работают два независимых друг от друга эксперта из числа местных преподавателей, назначенных для этой работы государственной комиссией. Проверив работу, эксперт проставляет в специальный протокол уникальный локальный номер бланка и оценки за каждый ответ на задание. (В случае необходимости работа направляется на перепроверку третьему эксперту.) После этого информация вводится в компьютер, и соответствующие файлы посылаются по глобальной сети в Москву – в Центр тестирования Минобразования, где происходит автоматический подсчет баллов для каждого учащегося и сохранение результатов в сводной общероссийской базе данных.

Какие возможности предоставляет ученику Единый государственный экзамен?

- Объективность оценки. Влияние несложившихся отношений с педагогом или устойчивой "репутации троечника" фактически сведено к минимуму.
- Большие возможности для проявления самостоятельности и активности. Сдающий экзамен выпускник может сам определять стратегию своих действий, выбирать задания в соответствии со своим уровнем притязаний, формулировать претензии по поводу процедуры проведения и т.д.
- Меньшее влияние имеющихся у ученика пробелов в знаниях на конечный результат. На традиционном экзамене, если ученику достался вопрос, который он знает не очень хорошо, его оценка будет ниже. При сдаче ЕГЭ ученик может пропустить этот вопрос, ответив на те, которые он знает лучше, и это не окажет кардинального влияния на результат экзамена.

Каким должно быть поведение ученика, чтобы он сдал единый государственный экзамен максимально успешно? Какие психологические качества ему при этом требуются?

Однозначных ответов на эти вопросы дать нельзя, поскольку эти качества являются не столько обязательными, сколько желательными. Наиболее важно, что достижение высокого результата при тестировании возможно различными стратегиями. Так, можно набрать баллы, решив большое количество простых заданий – или одно более сложное. Необходимо также принять решение о том, какой результат будет желаемым и реально достижимым. Например, для одного "сдать успешно" — означает получить "3", для другого — "4", для третьего — набрать минимум 75 баллов (поскольку в его вуз объявили именно такой проходной балл), а для кого-то — минимум 97 или 99 баллов. При этом надо помнить, что тест составлен так, что получить 100 баллов из 100 сможет только 1 человек на 10 000 выпускников. Таким образом, имеет значение не только уровень подготовки, но и уровень притязаний. Поэтому принципиальны многочисленные "пробы", по результатам которых корректируется исходная цель.

Тем не менее можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи Единого государственного экзамена:

- Высокая мобильность, переключаемость.
- Высокий уровень организации деятельности.
- Высокая и устойчивая работоспособность.
- Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
- Четкость и структурированность мышления, комбинаторность.
- Сформированность внутреннего плана действий.

Для того чтобы лучше понять, что представляет собой ЕГЭ с психологической точки зрения, сравним его с традиционным экзаменом. Даже на первый взгляд очевидно, что ЕГЭ кардинально отличается как от устного экзамена, так и от традиционного письменного, поскольку последний не проводится в форме тестирования.

Помимо когнитивной составляющей, выпускной экзамен имеет также особый психологический смысл.

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники годятся для взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям.

Чем отличается ЕГЭ от обычного экзамена

Отличительные особенностиТрадиционный экзаменЕдиный государственный экзамен
Что оценивается?Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить "скрыть" пробелы в знаниях.Оцениваются знания и умение рассуждать, решать, удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность.
Что влияет на оценку?Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д.Оценка максимально объективна.
Возможность исправить собственную ошибкуНа устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и можно ее исправить во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы.Можно заметить и исправить ошибки при проверке.
Кто оценивает?Знакомые ученику люди.Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты.
Когда можно узнать результаты экзамена?На устном экзамене — практически сразу, на письменном — в течение нескольких дней.В течение нескольких дней.
Критерии оценкиИзвестны заранее.Известны заранее, но в очень общем виде.
Содержание экзаменаУченик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.) Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала.
Как происходит фиксация результатов?В письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике.Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов.
Стратегия деятельности во время экзаменаУнифицированнаяИндивидуальная

IT-студия SoftTime